top
logo


OpenNews: Релиз Wayland 1.5 PDF Печать E-mail
21.05.14 07:05

После пяти месяцев разработки увидел свет стабильный релиз протокола, механизма межпроцессного взаимодействия и библиотек Wayland 1.5, а также развиваемого параллельно композитного сервера Weston 1.5. Ветка 1.5 обратно совместима на уровне API и ABI с выпусками 1.x, но дополнительно содержит порцию улучшений, расширяющих возможности протокола и композитного сервера Weston. Следующий выпуск 1.6 запланирован на середину сентября (разработка синхронизирована с GNOME Shell 3.14).

Основные новшества Weston 1.5:

  • Интегрирована поддержка DDX-компонента XWayland (Device-Dependent X), включённого в состав кодовой базы X.Org и дебютирующего в осеннем выпуске X.Org Server 1.16. XWayland позволяет обеспечить работу прослойки для выполнения немодифицированых приложений X11 в окружении на базе Wayland и композитного сервера Weston. По организации работы XWayland выполнен в форме отдельного X-сервера, чем напоминает Xwin и Xquartz для платформ Win32 и OS X. Для ускорения вывода используется основанная на OpenGL архитектура 2D-акселерации Glamor, что позволяет использовать XWayland независимо от установленных видеодрайверов (изначально, первый вариант XWayland основывался на задействовании средств 2D-ускорения из отдельных драйверов для конкретного оборудования, например, развивался специальный драйвер xf86-video-wayland и поддерживалась отдельная ветка драйвера xf86-video-intel с поддержкой Wayland, теперь эти наработки объявлены устаревшими);
  • Продолжена работа над протоколом xdg-shell, предназначенном для организации взаимодействия между приложениями и десктоп-окружением, в том числе востребованного для обеспечения полноценной работы GNOME Shell поверх Wayland. Работа над xdg-shell пока полностью не завершена, но в текущем выпуске добавлена давно ожидаемая поддержка минимизации. До полноценного состояния xdg-shell планируется довести в выпуске 1.6;
  • Компоненты для организации ввода вынесены в отдельную библиотеку libinput, которая уже задействована в таких проектах, как Clutter и GNOME. Weston может быть настроен для использования libinput, но по умолчанию пока предлагается старый код для работы с устройствами ввода данных. Переход на libinput по умолчанию и удаление старого кода ожидается после стабилизации API libinput;
  • Поддержка анимированного закрытия окон. В своей основе данная функция обеспечена новым механизмом временного удержания поверхности после отключения клиента, создавшего данную поверхность;
  • Добавлена поддержка полноэкранной оболочки (Fullscreen shell), механизма, позволяющего одному клиенту создать неперекрываемую поверхность, развёрнутую на весь экран, что может быть востребовано при реализации интернет-киосков или в играх;
  • В Weston обеспечена возможность использования различной глубины цветности для различных каналов вывода;

Основные новшества Wayland 1.5:

  • Осуществлён переход на использование нерекурсивных сборочных сценариев (Makefiles).
  • Для событий wl_display задействована внутренняя очередь событий, что позволяет клиентской библиотеке мгновенно отправлять события delete_id и error, даже если применяемая по умолчанию очередь переполнена.

Экспериментальная поддержка функционирования поверх Wayland уже доступна выпуске KDE 4.13 и будет доступна из коробки в ветке KDE 5. В GNOME поддержка Wayland также пока носит экспериментальный характер, но в выпуске GNOME 3.14 ожидается реализация полноценного пользовательского сеанса на основе Wayland, пригодного для реальной работы. В дальнейших выпусках проект GNOME планирует перейти на Wayland в качестве первичной платформы, а разработчики KDE намерены обеспечить работу поверх Wayland не хуже, чем X.Org. Более того, полноценная поддержка работы GNOME поверх Wayland будет обеспечена уже в осеннем выпуске дистрибутива Fedora 21.

Поддержка Wayland также ожидается в выпуске проекта Enlightenment E18 и в одном из будущих выпусков MATE. Wayland уже используется в мобильных платформах Sailfish и Tizen 3. Кроме существующих систем активно развиваются новые десктоп-окружения, работающее только на базе технологий Wayland - Hawaii и Orbital. Для тестирования работы GNOME, KDE и Enlightenment, Hawai и Orbital поверх Wayland развивается специальный Live-дистрибутив Rebecca Black Linux.

Wayland представляет собой протокол взаимодействия композитного сервера и работающих с ним приложений. Клиенты самостоятельно выполняют отрисовку своих окон в отдельном буфере, передавая информацию об обновлениях композитному серверу, который комбинирует содержимое буферов отдельных приложений для формирования итогового вывода с учётом возможных нюансов, таких как перекрытие окон и прозрачность. Иными словами, композитный сервер не предоставляет API для отрисовки отдельных элементов, а оперирует только с уже сформированными окнами, что позволяет избавиться от двойной буферизации при использовании высокоуровневых библиотек, таких как GTK+ и Qt, берущих на себя работу по компоновке содержимого окон. В настоящее время поддержка прямой работы c Wayland уже реализована для библиотек GTK3+, Qt 5, SDL (начиная с выпуска 2.0.2), Clutter и EFL (Enlightenment Foundation Library).

В рамках проекта Weston развивается одна из реализаций композитного сервера. В роли композитного сервера также может выступать любой другой продукт, поддерживающий протокол Wayland. Например, в настоящее время ведётся работа по обеспечению поддержки Wayland в KWin. В текущем виде Weston уже вышел за рамки набора примеров для тестирования протокола Wayland, но продолжает позиционироваться как эталонная система, которая может обрастать функциональностью через плагины и дополнения. При этом Weston не будет развиваться как обособленное десктоп-окружение, а будет представлять собой ядро и плагинный API для создания таких окружений, по аналогии с тем, как сервер X.Org лежит в основе современных графических систем. Пользовательские оболочки и расширенные функций управления окнами предлагается реализовывать в форме внешних бэкендов к Wayland.

Взаимодействие с аппаратным обеспечением в Wayland/Weston, например, проведение инициализации, переключение видеорежимов (drm modesetting) и управление памятью (GEM для i915 и TTM для radeon и nouveau) графических карт, может производиться напрямую через модуль, работающий на уровне ядра, что позволяет обойтись без привилегий суперпользователя. Композитный сервер Weston может работать не только с использованием DRM-модуля ядра Linux, но и поверх X11 или поверх другого композитного сервера Wayland. Кроме того, развиваются проекты по обеспечению работы поверх графического стека платформы Android.

Для обеспечения выполнения обычных X11-приложений в окружении на базе Wayland используется DDX-компонент XWayland (Device-Dependent X), похожий по организации работы на Xwin и Xquartz для платформ Win32 и OS X. Поддержку запуска X11-приложений планируется встроить непосредственно в композитный сервер Weston, который при попытке выполнения X11-приложения будет инициировать запуск X-сервера и связанных с ним компонентов XWayland. При таком подходе процесс запуска X11-приложений будет бесшовным и неотличимым для пользователя от запуска приложений, работающих напрямую с Wayland.

Для решения вопроса с организацией работы с приложениями, запущенными на другой машине, для Wayland подготовлен прототип системы удалённого рендеринга, выполненный в виде дополнения к композитному серверу Weston. Дополнение выступает в роли надстройки для обеспечения сетевого взаимодействия при организации рендеринга и передачи событий от устройств ввода. Взаимодействие происходит на уровне двух композитных менеджеров, т.е. композитный сервер Weston на локальной системе, на которой работает пользователь, может отображать отдельные окна из композитного сервера Weston, запущенного на удалённой системе. Трансляция вывода реализована на основе передачи изменения содержимого отдельных окон, обслуживаемых композитным сервером. По сети передаются только изменившиеся элементы окон, изменения вычисляются на уровне битмапов и передаются с использованием протокола похожего на VNC. Для организации удалённой работы также подготовлены бэкенды для использования протоколов RDP и SPICE.

  1. Главная ссылка к новости (http://lists.freedesktop.org/archives/wa...)
  2. OpenNews: В Fedora 21 будет обеспечена полноценная поддержка работы GNOME поверх Wayland
  3. OpenNews: XWayland интегрирован в основную кодовую базу X.Org
  4. OpenNews: Обновление Live-дистрибутива для тестирования работы десктоп окружений поверх Wayland
  5. OpenNews: Релиз Wayland 1.4
  6. OpenNews: Обновление проекта Ozone-wayland, занимающегося портированием Chromium для Wayland
Тип: Интересно / Программы
Ключевые слова: wayland, weston, (найти похожие документы)
При перепечатке указание ссылки на opennet.ru обязательно
Реклама
id=adv>
  1.1, anonymous, 10:13, 21/05/2014 [ответить] [смотреть все] +2 +/
Нормальные дрова для Nvidia под него уже есть?
 
  2.3, Аноним, 10:33, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все] [показать ветку] +/
 
  3.5, anonymous, 10:39, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]  +6 +/
А я иногда в игры люблю поиграть. Интел и Радеон тут как-то не сильно помогают.
 
  4.7, Аноним, 10:55, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]  –8 +/
Нвидия тебе в этом тоже не поможет, не говоря уж о всякий Вейландах Тебе просто... весь текст скрыт [показать]
 
  5.10, Zenitarka, 11:52, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]  +6 +/
Очень зря ты так считаешь, ибо только на nVidia нормально и поиграешь (обладатель 216 игр в steam и большого кол-ва не самых старых видеокарт nVidia и AMD).
 
  6.16, mine, 14:23, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]  –7 +/
Геймо-школоло Пиписькомерство А 6 мониторов к одной видяхе они тянут А то я, ... весь текст скрыт [показать]
 
  7.18, Аноним, 14:26, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]  –1 +/
Ну вы-то, конечно, суровый бородатый дядька, которому презренные игрушки не нужн... весь текст скрыт [показать]
 
  8.27, Аноним, 16:25, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]  +1 +/
Игрушки для бородатых дядек типа третьих героев отлично работают практически н... весь текст скрыт [показать]
 
 
9.34, Аноним, 18:54, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]  +/
Сильно не смешно ... весь текст скрыт [показать]
 
  10.40, Онанас, 20:57, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]  –1 +/
Это потому, что вы слишком угрюмы и слишком серьезны. Я стараюсь избегать таких людей - не хочу сойти с ума на ровном месте.
 
  11.54, arisu, 04:55, 22/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]  +/
> Это потому, что вы слишком угрюмы и слишком серьезны.

нет, это потому, что ты идиот и твои шутки даже до уровня петросяна не дотягивают. публичное демонстрирование идиотизма смешно только другим идиотам.

 
6.41, Аноним, 20:57, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]  +/
Ати 6850 открытые драйвера ,все тянет и играется так ,что не изди ... весь текст скрыт [показать]
 4.11, Нанобот, 12:06, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]  +1 +/
зато тебе поможет windows... весь текст скрыт [показать]
 4.20, Отражение луны, 14:34, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]  +/
Играю на интеле, вполне норм ... весь текст скрыт [показать]
 
  5.28, RazrFalcon, 16:49, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]  –3 +/
 
  6.39, llolik, 19:58, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]  +/
Аж целых 60 в UT2004 :)
 
4.36, Аноним, 18:55, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]  +/
Что с АМД не так ... весь текст скрыт [показать]
 3.15, AlexYeCu_not_logged, 13:52, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]  –1 +/
Примеры нормальных будут Или опять AMD с Intel ом ... весь текст скрыт [показать]
 3.59, yantux, 10:46, 22/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]    [к модератору]  –2 +/ нормальная видюха - nVidia, всё остальное - туфта
 
  4.61, Аноним, 17:52, 22/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]     [к модератору]  +/
заявление типичного фанатика ... весь текст скрыт [показать]
 
2.4, Johar Dudaev, 10:34, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все] [показать ветку]  –1 +/ 
  3.17, Аноним, 14:25, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]  +1 +/
Действительно Все взаимодействие с железом уже давно реализовано через libastra... весь текст скрыт [показать]
 
2.6, Владимир, 10:39, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все] [показать ветку]  +/ 2.26, Аноним, 16:24, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все] [показать ветку]  +1 +/
Нвидия вроде работает над этим А будет недостаточно быстро работать - есть сред... весь текст скрыт [показать] [показать ветку]
 2.38, Nouveauuser, 19:18, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все] [показать ветку]  +/ nouveau нэ?
 
  2.8, Аноним, 11:00, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все] [показать ветку]  +/ 2.9, 80804ka, 11:26, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все] [показать ветку]  –1 +/ 
  3.12, rob pike, 12:19, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]  +10 +/
А с этим вытеснит Windows за месяц.
 
2.19, ILYA INDIGO, 14:32, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все] [показать ветку]  +/
Удивительно, а как тогда всё это время на иксах в KDE эффект скольжения осуществ... весь текст скрыт [показать] [показать ветку]
image  
  3.29, mihalych, 17:39, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]  –1 +/
Ничего удивительного. В kwin это реализовано. Попробуй, к примеру, поставить icewm. А здесь поддержка на этаж выше.
 
  4.30, ILYA INDIGO, 18:06, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]  +/
> Ничего удивительного. В kwin это реализовано. Попробуй, к примеру, поставить icewm. А
> здесь поддержка на этаж выше.

А в чём принципиальное улучшение, если задачу с менеджера окон перекладывают на графический сервер?
Разве не оконный менеджер этим должен заниматься?

image
 
  5.32, rob pike, 18:34, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]  +/
Концепция изменилась. Всем должен заниматься GPU.
Заменитель иксов должен сваливать ему в буфер текстуры и шейдеры, которые присылают ему виджетовые тулкиты, которыми программы выводят изображение.
 
  6.47, Vkni, 23:42, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]  +1 +/
> Заменитель иксов должен сваливать ему в буфер текстуры и шейдеры, которые присылают
> ему виджетовые тулкиты, которыми программы выводят изображение.

Оконный менеджер рисует на экране не через libastral, а через тот же самый граф. движок, что используется для рисования программами.

 
6.55, arisu, 04:57, 22/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]  +1 +/ > Концепция изменилась. Всем должен заниматься GPU.

так вот откуда xasd взял свой напалменный перл «GUI, делаемый средствами видеокарты»!

 4.46, Vkni, 23:40, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]  +1 +/ > Ничего удивительного. В kwin это реализовано. Попробуй, к примеру, поставить icewm. А
> здесь поддержка на этаж выше.

Она не нужна на этаж выше. В icewm этой анимации нет отнюдь не потому, что бравые разработчики не знают, как её воткнуть.

 
  5.49, SergMarkov, 00:18, 22/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]  –1 +/
>> Ничего удивительного. В kwin это реализовано. Попробуй, к примеру, поставить icewm. А
>> здесь поддержка на этаж выше.
> Она не нужна на этаж выше. В icewm этой анимации нет отнюдь
> не потому, что бравые разработчики не знают, как её воткнуть.

Разраб там одын и он давно забил болт на всякие новшества, только багфиксы

 
  6.50, Vkni, 01:07, 22/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]  +1 +/
> Разраб там одын и он давно забил болт на всякие новшества, только
> багфиксы

Если бы там была нужна анимация закрытия, её бы сделали ещё лет 10 назад, когда разработчиков было больше.

 
  7.56, arisu, 04:58, 22/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]  +2 +/
собственно, icewm хорош в том числе и тем, что туда давно ничего не дописывают.
 
2.21, pkunk, 14:38, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все] [показать ветку]  +1 +/  1.13, rshadow, 12:32, 21/05/2014 [ответить] [смотреть все]  +/ А если добавить плагин, реализующий отрисовку примитивов и плагин передачи их по сети....  Wait! OH SHI..
image  
  2.22, абыр, 15:00, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все] [показать ветку]  +/
Пытаемся с помощью примитивов нарисовать что-то похожее на интерфейс современной ОС... Wait! OH SHI..
 
  3.33, rob pike, 18:35, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]  +1 +/
В чем именно вы видите проблему?
 
2.25, Аноним, 16:23, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все] [показать ветку]  –1 +/ 
1.14, Аноним, 12:55, 21/05/2014 [ответить] [смотреть все]  +/ 
    3.37, Аноним, 19:14, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]  +/
Закрытие и сворачивание для вас одно и тоже Потому что при закрытии клиент уже ... весь текст скрыт [показать]
 
  4.43, Softfire, 23:03, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]  +/
Ну, если подходить к вопросу совсем уж формально, то закрытие окна и завершение приложения - тоже две большие разницы. В первом случае клиент может помер, а может и не помер, во втором - однозначно помер.
Как, например, закрывается окно amarok: окно закрывается (подчеркиваю, _не_сворачивается, а закрывается), но клиент не помирает, а играет себе музычку. Окно можно будет создать заново из значка в трее. Разумеется, это окно можно и сворачивать.
ЗЫЖ В работе WM и иксов разбираюсь слабо, выводы чисто логические. Поправьте, если ошибся в чем-то.
 
  5.45, Vkni, 23:39, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]  +1 +/
> ЗЫЖ В работе WM и иксов разбираюсь слабо, выводы чисто логические. Поправьте,
> если ошибся в чем-то.

Нет. При закрытии окна посылается ряд сообщений туда-сюда. Вполне можно куда-то воткнуть анимацию. Было бы желание.

 
5.57, arisu, 05:05, 22/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]  +2 +/ > ЗЫЖ В работе WM и иксов разбираюсь слабо, выводы чисто логические. Поправьте,
> если ошибся в чем-то.

в принципе, любой WM вполне в состоянии сделать снапшот окна, когда к окну приходит событие «умри» (а точнее, запрос на закрытие, потому что всё несколько сложнее, чем может показаться), забрать это в свою собственность и хоть танцовщиц канкана там рисовать. просто это совершенно бесполезная фигня, на которую жаль тратить время бесплатно.

у проприетарщиков (и примкнувших к ним) это, конечно, востребовано — потому что надо впарить лохам побольше крапа, а лохи ведутся на анимашки. а в нормальном свободном проекте идиоты-сороки невостребованы; людей же, которые техникой действительно пользуются, анимационные эффекты раздражают и первым делом такие люди ищут, как это всё поотключать нафиг. а потому и нет никакого смысла впихивать фичу.

 4.44, Vkni, 23:37, 21/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]  +/ Нет, но разница настолько непринципиальна, что сообщение выглядит как реактосовское нескучное меню.
 
  5.60, ptaha_33, 11:54, 22/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]    [к модератору]  +/
> Нет, но разница настолько непринципиальна, что сообщение выглядит как реактосовское нескучное
> меню.

я чего-то не понимаю? KDE 4.8-эфекты закрытия окна - "взрыв", "распад", "растворение", "скольжение" - это не анимация?

 
  6.62, Vkni, 18:40, 22/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все]    [к модератору]  +/
Анимация. Только для этого никаких доп. механизмов в оконную систему вставлять не нужно.
 
1.42, Аноним, 21:47, 21/05/2014 [ответить] [смотреть все]  +/
ох быстрее бы повсеместно внедряли, иксы одна из немногих причин почему юзаю os ... весь текст скрыт [показать]
 
  2.58, AlexYeCu_not_logged, 10:28, 22/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все] [показать ветку]    [к модератору]  +1 +/
Вот там дальше и сиди: практика показывает, что нытики из разряда "вот если бы, то я бы" на самом деле переходить никуда не хотят, а только лишь смущают разработчикрв и сообщество своими неумными речами. Кому надо -- те используют.
 
1.51, Аноним, 01:10, 22/05/2014 [ответить] [смотреть все]  –1 +/
так когда появится в дистрибутивах ... весь текст скрыт [показать]
 
  2.53, pw, 01:56, 22/05/2014 [^] [ответить] [смотреть все] [показать ветку]  –1 +/
в 2016 начнет.
 

Ваш комментарий  

Read more http://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=39824

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

bottom

 

Unreal Commander PfSense по русски Яндекс.Метрика